White Traditions Society

official forum

  • Вы не зашли.

Книги электронного издательства «Ex Nord Lux DIGITAL»

#1 2008-12-20 17:46:49

Weissthorr
Moderator
Откуда: WTS - Lithuania
Зарегистрирован: 2007-10-16
Сообщений: 310
Профиль  Вебсайт

Протосимволика

Семь изначальных «метазнаков». О возможном генезисе рун.

I. Этот этюд представляет собой ответвление от исследования «Долгая дорога в рунах: Опыт продолжающегося исследования», в котором я пытаюсь пройти путь от самых ранних первобытных символов до современных письменных знаков.

Подчеркну, что я не допускаю мысли о том, будто бы первобытный человек сознательно, формально-логически оперировал с геометрическими или другими изобразительными знаками, изобретая те или иные письменные системы. Становление таких систем было в своей основе глубоко мистическим, подсознательным и по преимуществу социальным, коллективным процессом, связанным с первобытной «маркировкой действительности». При этом «эмбрионы знаков», протомемы или праидеи и протообразы, наиболее древние представления, в том числе унаследованные из животного прошлого, коренились в психике первобытных людей, в их «коллективном бессознательном». Праруны зарождались в чудовищно глубоком прошлом, вызревали очень долго, а первые самые примитивные системы письма появились сравнительно недавно, думаю, не ранее позднего мезолита – раннего неолита. Хотя есть еще более оптимистические утверждения, скажу, однако: в палеолитическую письменность я не верю.

II. В процессе работы со всем доступным мне многообразием письменных и дописьменных знаков, включая начертательные и материальные (объемные, в виде протоскульптуры и подобных ей артефактов) символы нижнего палеолита, я пришел к неожиданному умозаключению. Это, разумеется, не утверждение, а лишь гипотеза. Как мне представляется, все многообразие рун (включая праруны и проторуны), легших в основу раннеисторических и современных письменных знаков, известных на планете, произошло, возможно, от нескольких первобытных символических изображений. Если не считать (имея, однако, в виду) простые черты-нарезки, прямые или несколько согнутые, обычно принимаемые за знаки счета (ничего не имею против этого предположения), то к упомянутым первичным «метазнакам» я бы отнес нижеследующие.

1. Эти знаки классиками палеоэтнографии еще с XIX в. именуются «дендроидами», «ветвями», а иногда «копьями», «дротиками» и «стрелами». Возможно, все это одно и то же, точнее, обе категории имели связанное протосимволическое значение. В конце концов, копье или дротик (а позже и стрела), а также рогатина-двузуб и трезубец – вилы или острога – всё делалось из ветвей и стволов дерева. И этот столь важный для человека материал стал основой для «расщепления» на множество символических знаков. Надо, впрочем, отметить, что среди схожих символов есть так называемые «лапы» и «когти».

2. Другой исключительно «плодотворный» символ в ряду изначальных,  – зигзаг, он же волнистая линия. По разным предположениям, порой подтверждаемым материалами этнографии, этот символ (или оба) мог ассоциироваться с водой, ветром, дыханием, огнем, молнией, змеей. Подозревают в нем и сексуальный смысл, считая то женским знаком (элемент зигзага принимают за «знак лона»), то мужским (поскольку змея ассоциируется с мужским органом и, соответственно, мужским началом). Мне думается, что за зигзагом и волнистой линией (одним из бесспорных значений которых выступает водный поток или водный простор, а другим – гряда гор) изначально скрывались наиболее абстрактные, подсознательные образы, связанные с природными стихиями, а может быть, и превратностями людской судьбы. Это тот случай, когда первобытный человек шел от «коллективного бессознательного» к «коллективному сознательному», то есть от таинственной неопределенности к конвенциональной условности, в отличие, скажем, от «дендроидов», т. е. символизации по пути от конкретного к абстрактному. Надо добавить, что к символам волны и зигзага примыкают меандр и спираль, которые я отдельно не рассматриваю: мне кажется, их эволюция не привела к письменным знакам.

3. Следующий, тоже парный символ – круг и полукруг. По наиболее распространенным предположениям, эти знаки символизировали солнце и луну. Но круг мог также означать мир, тот известный и обжитый ареал, который ограничен горизонтом, а полукруг – то же, но открытое для миграции, что было весьма актуальной проблемой первобытности.

4. Далее следует указать на крест и его производные, в том числе эхиноиды (многолучевые знаки, происходящие от звезд и их сияния), включая пятиконечную звезду, известную уже в ашеле. Крест полагают знаком двух перекрещивающихся палочек для добывания огня, но это явно неверно, т. к. указанный способ много моложе символа. Крест, скорее всего, изначально обозначал четыре направления света, а крест, вписанный в круг, – модель мира, открытого во все стороны и ограниченного горизонтом.

Иное производное креста – свастика (имеющая много разновидностей и модификаций – свастикатов). Она часто интерпретируется как символ движения (по кругу, т. е. вечного, как сама жизнь). Надо заметить, что эта расхожая интерпретация слишком модернизирует первобытное мышление, придавая ему свойства абстрактной философии, и потому нереалистична. Свастика происходит, скорее всего, от креста, вписанного в круг, символа, известного еще в мустье, если не в ашеле. Крест, вписанный в круг, или круг с точкой в центре (при этом круг тоже мог состоять из ряда точек) – это многозначный протосимвол местообитания: центр – жилище или очаг в жилище, плюс координаты, плюс линия горизонта. Круговая линия могла означать также замкнутый маршрут охотничье-собирательского кочевания в пределах освоенного ареала, принадлежащего общине.

Но, с другой стороны, должен сказать, что множество антропоморфных фигур, в которых угадываются «пляшущие человечки», то есть люди в ритуальных позах (танца, моления, театрализованного действа), имеют явную конфигурацию крестов или свастикатов с теми или иными надстроенными элементами.

5. Еще один из возможных протосимволов – «решетки» и другие «тектиформы», о значении которых гадают праисторики и палеоантропологи. Варианты таковы: это макеты жилищ, ловчие устройства, клетки для пойманных животных. Чисто рабочий вариант для меня – условные знаки конструкций, которые сооружал первобытный человек.

6. Далее возникает вопрос, мог ли первобытный изготовитель каменных орудий пренебречь важнейшей стороной своего трудового бытия? Каменные орудия непременно должны были вдохновить древнего человека на ряд базовых символов. Я склонен видеть таковые в различных знаках «острых форм» типа треугольников, ромбов, ланцетовидных и листовидных фигур, а может быть, и овалов.

7. Возможно, эту последнюю категорию протосимволики следовало назвать в первую очередь. Речь идет о «знаках лона» и других «женских знаках», которые отражали в первобытности власть, если можно так выразиться, социально-эротическую, связанную с деторождением, воспроизводящей функцией рода и общины, с «сексуальным матриархатом», культом женщины и женского начала. «Знак лона» появляется исключительно рано, фактически на рубеже олдувая и нижнего ашеля, сначала как любой выделяющийся цветом или фактурой участок на вполне определенном месте протоскульптуры (так называемого «неутилитарного рубила»), позднее как треугольник на фигурках «правенер» и наконец, он стал плоскостным, начертательным знаком. 

Таким образом, уже в изначальной древности мы видим «правенер», но еще долго после этого не видим «праадонисов»: так, из верхнего палеолита известны десятки женских фигурок, мужские же статуэтки – явление редкое. «Мужской знак», т. е. фаллический символ, тоже обнаруживается значительно позже «женского знака» и фигурирует в первобытном искусстве заметно реже, в основном под конец верхнего палеолита, в мадлене. Правда, мужскую символику, в том числе фаллическую, можно подозревать в любых прямых штрихах (пресловутых знаках счета), а также в «стреле», «дротике» и «копье», но я в этом не убежден, не видя доказательств в пользу такой трактовки. С мужским началом ассоциировалось, как уже сказано, изображение змеи, но, скорее всего, это гораздо более поздний символ в сравнении со «знаком лона».

III. Не приходится сомневаться, что в седой первобытности возникало и бродило немало протообразов и праидей, впоследствии исчезнувших ввиду изменения условий, содержания и форм культуры. Но очевидно и то, что приведенные семь изначальных «метасимволов» эволюционно – «расщеплением» и синтетизацией – могли дать все разнообразие рун вплоть до современных письменных знаков.

В. Д. КОСАРЕВ

http://kosarev.press.md/Runes-ansyn.files/image003.jpg

Отредактированно Weissthorr (2009-02-09 23:09:17)

Неактивен

 

#2 2009-02-09 23:06:59

Weissthorr
Moderator
Откуда: WTS - Lithuania
Зарегистрирован: 2007-10-16
Сообщений: 310
Профиль  Вебсайт

Re: Протосимволика

Древнеевропейская письменность

Тэртэрийские надписи

http://www.prehistory.it/ftp/tartaria_tablets/images/1_tartaria_tablets_s.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Tartaria_tablets.png

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Tartaria_amulet_retouched.PNG

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1% … 1%81%D0%B8

Отредактированно Weissthorr (2009-02-09 23:12:12)

Неактивен

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson